Федеральное казенное предприятие
“Союзплодоимпорт”
официальный сайт
Рус   |   Eng  

















Пресса о нас

Главная / Пресса о нас / Пресса о нас / Русская водка в Бразилии: борьба за бренд продолжается

Русская водка в Бразилии: борьба за бренд продолжается

16.05.2014

Русская водка в Бразилии: борьба за бренд продолжается

Автор: Мария Качевская

Российско-бразильские торгово-экономические отношения исторически характеризуются тесным сотрудничеством в самых различных отраслях. Но возникают и проблемные вопросы, связанные, например, с экспортом русской водки, в том числе знаменитой «Столичной» и «Московской». Проблемы начались в 1990-х годах, когда группа лиц, воспользовавшись неустойчивой политической ситуацией в России, путем недобросовестных действий присвоила себе права на государственные товарные знаки и сумела зарегистрировать их на свое имя практически по всему миру, и в частности в Бразилии.

О том, каким будет продолжение этой истории, что уже сделано, а что еще предстоит сделать для возврата товарных знаков законному владельцу, наш разговор с генеральным директором федерального казенного предприятия (ФКП) «Союзплодоимпорт» Игорем Алешиным.

– Расскажите об истории вопроса. Что же случилось с известным русским водочным брендом Stolichnaya в Бразилии?

– Более десяти лет назад правительство РФ создало ФКП «Союзплодоимпорт», передало ему права пользования и распоряжения государственными товарными знаками на алкогольную и спиртосодержащую продукцию (в т. ч. «Столичная», «Московская», «Русская» и др.) и наделило полномочиями по восстановлению прав Российской Федерации на эти товарные знаки в России и за рубежом, сделав, таким образом, правопреемником советского ВО «Союзплодоимпорт».

Стоит отметить, что Stolichnaya – это не просто водка, это всемирно известный российский бренд, национальное достояние и неотъемлемая часть имиджа России, единственная советская премиальная водка, ставшая одним из первых глобальных брендов и вошедшая в число мировых лидеров продаж. Неудивительно, что нашлись люди, для которых Stolichnaya оказалась лакомым куском. Мошенническим путем им удалось вывести товарные знаки Stolichnaya, Moskovskaya и др. из государственной собственности и передать их частной компании, которая впоследствии путем недобросовестных действий перерегистрировала указанные товарные знаки на имя нидерландской компании SPI. Международный суд уже подтвердил, что эти лица действовали недобросовестно.

Так, в конце прошлого года Верховным судом Нидерландов вынесено знаковое решение в пользу ФКП «Союзплодоимпорт», которое, мы уверены, будет иметь большое значение для окончательного восстановления прав Российской Федерации на товарные знаки за рубежом.

– Как Вы считаете, это скажется на проводимых вами судебных разбирательствах в Бразилии?

– Надеюсь, что бразильский суд также примет во внимание выводы, сделанные голландским судом, и это позволит ускорить сроки вынесения решения по делу, которое рассматривается более десяти лет!

– Да, десятилетнее судебное разбирательство – это серьезное испытание.

– Именно. Уже десять лет мы не можем добиться вынесения решения по вопросу о водке Stolichnaya. Первое исковое требование о возврате товарного знака первоначальному владельцу (российской стороне) в суд Рио-де-Жанейро было подано нами еще в 2004 году.

Ключевым доказательством правомерности требований ФКП «Союзплодоимпорт» являлось решение президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.10.2001 года, признавшего товарные знаки, включая Stolichnaya, собственностью Российской Федерации.

Для того чтобы иметь возможность использовать решение российского суда в качестве доказательства в бразильском суде, мы подали ходатайство о его признании (омологации) в Верховный суд Бразилии. В марте 2010 года Верховный суд Бразилии принял единогласное решение об омологации, то есть признал на территории Бразилии постановление президиума Высшего Арбитражного Суда РФ. После этого процесс остановился: суд Рио-де-Жанейро не торопится с вынесением решения по делу о восстановлении прав на государственный товарный знак Stolichnaya.

– Что вы делаете со своей стороны, чтобы ускорить процесс вынесения решения?

– Мы делаем все от нас зависящее. Большую поддержку нам оказывает Деловой совет Россия – Бразилия, и прежде всего его председатель Сергей Васильев, который неоднократно поднимал вопрос по водке Stolichnaya перед бразильской стороной в рамках двусторонних мероприятий делового совета. В свою очередь, один из наиболее активных членов делового совета и его представитель в Бразилии Александр Медведовский, являясь партнером ФКП «Союзплодоимпорт», также делает все необходимое для того, чтобы наши бразильские партнеры были готовы к обсуждению данного вопроса. Таким образом, мы имели возможность донести нашу позицию на полях мероприятий самого высокого уровня. Важные двусторонние контакты имели место на встрече и с бывшим послом Федеративной Республики Бразилия в Москве Карлосом Антонио да Роша Параньосом в рамках форумов, проводимых по линии делового совета.

Единогласное вынесение в 2010 году президиумом Верховного суда Бразилии омологационного решения дало надежду на возможность рассмотрения нашего дела в разумные сроки. Однако со стороны судов нижестоящей инстанции дальнейшего развития ситуации не последовало. Федеральный суд первой инстанции Рио-де-Жанейро безмолвствует, несмотря на положительное решение Верховного суда Бразилии, с даты вынесения которого прошло уже четыре года.

– Но это же означает, что у российских экспортеров могут возникнуть сомнения по поводу возможности защиты своих правовых интересов в Бразилии?

– Я скажу больше. Практически любой из российских экспортеров может оказаться в ситуации, когда необходимо обращение в суд для решения спорных вопросов, а бразильские суды с вынесением своих решений не спешат, в то время как десятилетнее судебное разбирательство и экономически эффективный бизнес не вполне совместимые понятия.

Бренду Stolichnaya наносится ущерб, идет дискредитация товарных знаков, принадлежащих Российской Федерации в глазах бразильского потребителя, оказывается негативное воздействие на двусторонние российско-бразильские отношения. Бразильские государственные органы и потребители вводятся в заблуждение, поскольку на рынок Бразилии поставляется водка Stolichnaya нероссийского происхождения, иногда маркируемая обозначением Russianvodka. Все это не может не беспокоить ни нас, ни членов Делового совета Россия – Бразилия.

В заключение хотел бы отметить, что все наши усилия ни в коем случае не являются попытками оказать влияние на бразильскую судебную систему.

Мы лишь пытаемся доступными нам способами обратить внимание бразильских уполномоченных органов на право российской стороны на справедливое рассмотрение иска в разумные сроки.

Вернуться назад


Copyright © 2009 ФКП «Союзплодоимпорт».